Вісник НАН України. 2015. №5. С. 65-68.

АБРИКОСОВ Алексей Алексеевич —
лауреат Нобелевской премии (2003), доктор физико- математических наук, профессор, почетный заслуженный сотрудник (Emeritus Distinguished Scientist) Аргоннской национальной лаборатории (Иллинойс, США) 

ДУХОВНАЯ СВЯЗЬ 
Текст, подготовленный для церемонии вручения Золотой медали им. В.И. Вернадского НАН Украины 15 апреля 2015 года

Дорогой Борис Евгеньевич! Глубокоуважаемые участники Общего собрания!

Для меня высокая честь и, признаюсь, еще большая неожиданность – присуждение мне высшей награды Национальной академии наук Украины, за что хочу выразить признательность всем членам наградного комитета, столь высоко оценившим мой личный вклад в теоретическую физику вообще и теорию сверхпроводящих металлов и сплавов в частности. Хотелось бы думать, что в этой награде отражено также и мое длительное и плодотворное, как мне видится, сотрудничество с украинскими физиками, один из которых, ваш и мой коллега, разделяет со мной приятное бремя получения Золотой медали имени В.И. Вернадского.

Как уже упоминалось, я много и плодотворно общался с украинскими физиками. Начало нашего сотрудничества уходит в середину 50-х годов, когда я и Исаак Халатников вместе с нашим великим учителем Львом Давидовичем Ландау в Москве, а Александр Ильич Ахиезер со своими учениками, тогда еще молодыми Витей Барьяхтаром и Сережей Пелетминским, в Харькове начали независимо заниматься по сути одной и той же задачей. Речь шла об аналитических и асимптотических свойствах некоторых важных объектов квантовой электродинамики – так называемых функциях Грина. Дело в том, что они позволяют рассчитывать взаимодействие зарядов, или, попросту говоря, закон Кулона. И что особенно интересно, по-разному подойдя к задаче, сравнивая и обсуждая наши результаты заочно и при встречах в Москве и в Харькове, в итоге мы достигли понимания принципиальной проблемы нуллификации электрического заряда, получившей название «московского нуля». В целом она была решена, а тесное, конкурентное общение московских и харьковских теоретиков, безусловно, заметно способствовало ее прояснению. Но сегодня я намереваюсь поделиться с вами воспоминанием о другом моем общении, если хотите – духовном, корни которого также ведут на Украину и касаются совершенно других вопросов.

Возможно, не всем, но, смею надеяться, большинству известно явление сверхпроводимости, открытое немногим более 100 лет назад голландцем Хейке Камерлинг-Оннесом. Сформулировать его можно достаточно просто, и звучит это так: при определенной, очень низкой температуре Tc ряд металлов теряют способность сопротивляться движению по ним электронов, или, проще говоря, электрический ток по таким металлам протекает совершенно беспрепятственно. Когда бы такое распространялось на обычные температуры, мы бы избавились от необходимости платить за электричество или, по крайней мере, подобные траты значительно снизились бы. Однако простота слов о явлении, которое, между прочим, сразу получило нынешнее название, кажущаяся, поскольку в течение нескольких десятилетий не было никаких видимых причин для его возникновения. Речь, повторю, идет о полной потере металлами сопротивления, про которое мы многое узнаем уже в средней школе, скажем, из закона Ома.

В высшей школе, если вы учитесь на физика, вам становится известно и нечто другое: например, что сверхпроводимость и магнитное поле В – большие антагонисты, поскольку последнее не проникает в сверхпроводящий металл. Если же поле достаточно велико, то падение сопротивления до нуля становится невозможным даже при низкой температуре, причем такое разрушение сверхпроводимости магнитным полем происходит уже в относительно слабых полях. Это было установлено тем же Х. Камерлинг-Оннесом чуть позже, и в прошлом году открытию этого эффекта исполнилось ровно 100 лет. Если бы он был законом природы, ни о каком использовании сверхпроводимости не могло бы быть и речи: сверхнизкие температуры и малые поля – все это против каких-либо серьезных применений, в частности, в энергетике. Такая безысходная ситуация сохранялась примерно 25 лет и подтверждалась всеми проводившимися тогда экспериментами. Повний текст (PDF)