Вісник НАН України. 2014. № 8. С. 57-65.

ТАНЬШИНА Алла Володимирівна  
кандидат педагогічних наук

ПЕРШИЙ ДИРЕКТОР УФТІ
Історико-документальний нарис

Статтю присвячено 120-річчю від дня народження видатного фізика академіка Івана Васильовича Обреїмова (1894—1981), директора-організатора Українського фізико-технічного інституту (нині — Національний науковий центр «Харківський фізико-технічний інститут»).

В 1929 году приказом по ВСНХ УССР был назначен
директором вновь организуемого Украинского
физико-технического института в г. Харькове.
Из автобиографии И.В. Обреимова

30 октября 1928 г. Совет народных комиссаров УССР принял постановление об организации Украинского физико-технического института при Высшем совете народного хозяйства УССР. В этой связи примечательна выдержка из постановления заседания коллегии Научно-технического управления ВСНХ УССР от 16 мая 1928 г.
Слушали: Об организации ФТИ на Украине. Доклад акад. А.Ф. Иоффе. Постановили:

  1. Признать организацию Физико-технического института на Украине необходимой.
  2. Имея в виду, что Физико-технический институт должен вовлечь в свою работу научно-технические силы Украины и установить тесную связь с заводскими лабораториями, научно-исследовательскими учреждениями ВСНХ и Наркомпроса, считать необходимым организовать институт в Харькове...
  3. Просить академика Абрама Федоровича Иоффе взять на себя обязанности председателя научно-технического совета института.
  4. Для проведения всей подготовительной работы по организации Физико-технического института утвердить организационное бюро во главе с проф. Обреимовым, в составе профессоров Штейнберга, Желиховского, Рожанского, Перевозного, а также представителей от НТУ Украины и Укрглавнауки.
  5. Выразить благодарность академику А.Ф. Иоффе за проявленную им инициативу в деле развития научно-исследовательской работы на Украине, в частности, отметить с удовлетворением выдвижение Ленинградским физико-техническим институтом группы высококвалифицированных научных работников для работы в Украинском физико-техническом институте [1, с. 112].

И уже к концу 30-х годов прошлого столетия УФТИ стал одним из ведущих институтов СССР. Одна из центральных газет СССР – «Известия» – от 11 ноября 1932 г. явно не зря рапортовала: «Харьковский институт действительно строился темпами пятилетки и за девять месяцев был выстроен. Директор института профессор Обреимов разъезжал по Европе, закупая и заказывая самое лучшее, новейшее оборудование для лабораторий» (из очерка Ф. Кандыбы «Снайперы атомного ядра»). Достоверные и значимые факты о периоде становления института можно почерпнуть из первых уст – мемуарных заметок директора-организатора УФТИ Ивана Васильевича Обреимова:

Группу физиков, выехавших в Харьков, провожали с помпой: на вокзале играл оркестр, слышалась дробь барабанов, плескались знамена. В эту группу входили: К.Д. Синельников, А.К. Вальтер, Н.А. Бриллиантов, А.Ф. Прихотько, В.С. Горский, В. Гей, Г.Д. Латышев, В. Волейко, П.И. Стрелков, А.И. Лейпунский (мой заместитель), Л.В. Розенкевич (теоретик), Г. Горовиц (теоретик). В становлении института, который получил название «Украинский физико-технический институт» (УФТИ), приняли участие В.А. Фок и Л.Д. Ландау, хотя они и не собирались жить в Харькове, и П.С. Эренфест, который серьезно думал о переезде в Харьков. Он приезжал туда дважды… А.Ф. Иоффе был назначен председателем Ученого совета УФТИ. Хотя роль его была и не велика, но значение огромно. Дело в том, что об общих принципах нам договариваться было нечего. Они были едины. Но в моменты затруднений Абрам Федорович со свойственным ему тактом всемерно поддерживал нас в правительственных органах Украины или в академических кругах. Некоторые товарищи в правительстве УССР – да и в Москве – подозревали, не избавляется ли А.Ф. Иоффе путем создания новых институтов от нежелательных ему людей или не «бегут» ли на Украину те, кто недоволен Абрамом Федоровичем. Приезды А.Ф. Иоффе в Харьков, его дружеские письма и бескорыстная поддержка во всех вопросах, которые я поднимал, рассеивали всякие подозрения. После 1933 г., когда я был назначен председателем Ученого совета УФТИ, Абрам Федорович приезжал иногда на несколько дней к нам в гости. Ему, по-видимому, нравилась научная жизнь института, были приятны встречи с друзьями. Докладов он не делал, но подолгу беседовал с разными людьми. Не могу не отметить и прекрасное отношение к нашему институту как со стороны правительственных органов Украины, лично В.Я. Чубаря и председателя ВСНХ УССР К.В. Сухомлина, так и со стороны харьковской интеллигенции – ученых всех факультетов университета, Электромеханического института, Математического института во главе с С.Н. Бернштейном и Н.И. Ахиезером, а также руководящих работников заводов (ХЭМЗ, ХПЗ), которые очень помогали УФТИ, охотно принимали на работу наших студентов, защитивших диплом, а также некоторых сотрудников УФТИ. Инженеры ХЭМЗ и Турбинного завода принимали участие в научных собраниях УФТИ и выступали у нас с докладами [2, с. 52, 53].

Несомненно, именно он – директор-организатор УФТИ Иван Васильевич Обреимов – сумел заложить те стратегические направления института, которые и позволили физико-техническому первенцу Советской Украины за феноменально короткий срок выйти на передовые научные позиции. И отнюдь не напрасно этот феномен УФТИ был широко освещен на XVII съезде ВКП(б):

Исследовательская работа по физике в сколько-нибудь широком масштабе велась в СССР до последнего времени только в Ленинграде и Москве. Рост промышленности Союза поставил задачу создания крупных научных учреждений, работающих в области физики, и в других важнейших промышленных центрах… По инициативе Украинского правительства в план первой пятилетки ВСНХ СССР была внесена организация научно-исследовательского Физико-технического института в Харькове (УФТИ). Организация нового института была поручена Ленинградскому физико-техническому институту, который выделил для него большую группу (около 20 чел.) научных работников. Эта группа вместе с частью харьковских физиков и составила основное ядро института... Тесное взаимодействие теоретических и экспериментальных работ составляет одну из самых существенных черт научного лица института... За истекшие три года своей работы Украинский физико-технический институт стал одним из крупнейших научных центров Союза в области физики и пользуется большим авторитетом за границей [3, с. 110, 114].

Истоки же стремительного старта УФТИ, со слов самого И.В. Обреимова, были в том, «что мы в УФТИ правильно оценили тенденцию развития науки, что дальнейшее развитие науки пойдет по двум направлениям: физика конденсированной фазы (которую называют сейчас физикой твердого тела, или физикой кристаллов, причем оба названия меня несколько коробят) и физика атомного ядра» [4, с. 13]. Следует подчеркнуть и тот факт, что первый директор УФТИ, невзирая на авторитеты, твердо отстаивал свою точку зрения на стратегические пути развития института:

После моего окончательного переезда в Харьков, 2 апреля 1930 г., мои контакты с А.Ф. Иоффе значительно сократились. Сократились они частично и из-за того, что Абрам Федорович не во всем одобрял направление работ Харьковского института. С одной стороны, в Харькове имела место «гипертрофия теоретической физики»... С другой стороны, в Харькове успешно проводились работы по физике атомного ядра [2, с. 53]Повний текст (PDF)