Вісник НАН УКраїни. 2014. № 8. С. 77-87.

МЧЕДЛОВ-ПЕТРОСЯН Микола Отарович -
доктор хімічних наук, професор, завідувач кафедри фізичної хімії
Харківського національного університету ім. В.Н. Каразіна

ЕТИЧНИЙ АСПЕКТ НАУКОВИХ ПУБЛІКАЦІЙ В УМОВАХ ІНФОРМАЦІЙНОГО ВИБУХУ

У статті перелічено та стисло розглянуто етичні проблеми, які послідовно виникають у процесі публікації наукових результатів, — починаючи від проблем авторства, співавторства та взаємодії з редакціями журналів і завершуючи проблемами оцінювання результативності науковців на основі їх публікацій. Обговорення проведено на прикладі наукових робіт у галузі хімії. Автор намагався особливо виділити специфіку нових проблем, які постають в умовах сучасного інформаційного вибуху.

To work, to finish, to publish.
Michael Faraday

Публикация является важной стадией научной работы, подводящей итоги определенного отрезка деятельности ученого. Поэтому неудивительно, что существуют правовые положения, охраняющие этот вид интеллектуальной собственности. Речь идет, в первую очередь, о проблемах плагиата в различных его формах, самовольной перепечатке ранее изданных работ, о заимствовании в книгах, статьях, тезисах докладов, диссертациях рисунков, схем, таблиц, опубликованных ранее другими авторами. В разряд юридических давно уже перешли проблемы, возникающие при перепечатке автором его собственных публикаций, если последние были осуществлены с передачей авторских прав соответствующему издательству. Все сказанное касается, конечно, не только научных публикаций, но и любых других. Помимо юридических проблем существуют и моральные, и они возникли не сегодня. С давних пор ученые вырабатывали определенные этические нормы, которые со временем претерпевали изменения. В этом смысле не прошел без последствий и информационный взрыв, начавшийся в 60-е годы и все больше и больше расширяющийся поныне, а также появление Интернета, электронных баз данных и разнообразных поисковых систем. В результате вскрылись новые аспекты этики научных публикаций. Настоящая статья представляет собой попытку обозначить некоторые из этих моральных, нравственных проблем, основываясь главным образом на публикациях в области химии и сопредельных наук. 

Начнем с этики авторства. Понятно, что здесь на первый план выходят такие нравственные категории, как добросовестность проведения исследований, честность представления результатов, а также их законченность. Важно хорошо знать работы предшественников и современников, что в последние десятилетия стало непросто. Причем если в 90-е годы для ученых бывшего СССР новая информация оказалась труднодоступной, то теперь – другая проблема: где взять время, чтобы хотя бы поверхностно изучить океан публикаций, поступающих как в бумажном, так и в электронном виде? Даже одних только научных обзоров в той или иной достаточно узкой области становится теперь уже очень много. Далее, каждый более или менее самостоятельный ученый обычно сталкивается с необходимостью выработать свое отношение к погоне за возможной сенсацией, а также к переключению своих усилий на становящиеся «модными» темы. Последний вопрос не столь безобиден, как это может показаться на первый взгляд. Ведь финансирование исследований производится с оглядкой на актуальность их тематики, которая обычно и определяется научной модой, зачастую поддерживаемой искусственно. Но это уже выходит за рамки обсуждаемой темы. Кроме того, иногда необходимо проявить «тактическое» умение для отстаивания своего приоритета, причем непростым подчас является даже выбор наиболее подходящего журнала для публикации приоритетных результатов. Конечно, совершенно отдельная и специфическая тема – это «закрытые» публикации и отказ от опубликования результатов, относящихся к оборонной тематике либо содержащих коммерческие и промышленные секреты. Известны случаи, когда это приводило к обиднейшему отказу от научного приоритета. Поскольку, с одной стороны, научные публикации для исследователей составляют одну из форм отчетности, а с другой стороны, можно понять стремление авторов сообщить urbi et orbi о своих результатах, то неудивительно, что многие из все возрастающего в мире числа научных работников продуцируют все больше и больше статей. Стремление продвинуть свои результаты в престижные, высокорейтинговые журналы порождает, в частности, проблему «первой страницы», или введения, преамбулы к научной публикации. В некоторых ведущих университетах, например в Кембридже, студентов и аспирантов специально учат написанию научных статей, что само по себе похвально. Но при этом начинающим авторам также объясняют, как писать Introduction, чтобы захватить внимание читателя и убедить его (а перед этим – еще редактора и рецензентов) в том, что в этой работе будут изложены очень важные результаты. Предполагается, что скромное, сдержанное вступление не подвигнет читателя на дальнейшее чтение. Всегда ли верит сам автор в особую ценность своей работы, разрекламированной с помощью специально разработанных приемов? Фактически, здесь мы сталкиваемся с вопросом о нравственности рекламы (а точнее – саморекламы).  Повний текст (PDF)