Вісник НАН України. 2014. № 7. С. 25-33. 
https://doi.org/10.15407/visn2014.07.025

ПАЛАГІН Олександр Васильович -
академік НАН України, заступник директора
Інституту кібернетики ім. В.М. Глушкова НАН України

ТРАНСДИСЦИПЛІНАРНІСТЬ, ІНФОРМАТИКА І РОЗВИТОК СУЧАСНОЇ ЦИВІЛІЗАЦІЇ

Перспективи і проблеми розвитку людської цивілізації завжди хвилювали суспільство. Особливо гострий інтерес до них виникає, як правило, на крутих віражах історії, в періоди громадських потрясінь і техногенних катаклізмів. Технологічною основою такого розвитку має стати глобальна багаторівнева мережа трансдисциплінарних знань, яка є природним наступником сучасної інтернет-мережі на шляху до знання-орієнтованого суспільства з його центральною сервісною парадигмою. Така мережа функціонує на основі строгих математичних і логіко-функціональних моделей сталого (соціально-економічного, науково-технічного, екологічного, багатофункціонального) розвитку суспільства, достатньо апробованих і частково реалізованих з часів відомого проекту загальнодержавної автоматизованої системи управління академіка В.М. Глушкова. Однією з ключових особливостей проекту є використання запропонованої нашим великим співвітчизником стратегії далеких і близьких цілей на основі постійно зростаючих можливостей сучасних computer science та інформаційних технологій.

Ключові слова: трансдисциплінарність, інформатика, моніторинг, кластер конвергенції, комп’ютерна онтологія, knowledge engineering, Єдина національна мережа інформатизації, глобальна мережа трансдисциплінарних знань.

Мы живем в эпоху перехода от информационного к знание-ориентированному обществу, основой которого являются совершенные информационные технологии, предоставляющие пользователю любого уровня возможности решения задач самой высокой сложности. Именно такие технологии обеспечивают стремительный прогресс современной цивилизации. Каковы преимущества и издержки, а может, и опасности этого процесса? Как сочетать на этом пути дальние и ближние цели? В конце концов, можно ли найти гармонию в развитии общества и наукоемких технологий? Именно на эти вопросы сделана попытка ответить в рамках триады: трансдисциплинарность – информатика – развитие цивилизации.

Темпы развития современной цивилизации опережают самые смелые предположения футурологов и предсказателей. Общество и высокие технологии предъявляют все больше взаимных, вообще говоря, законных претензий друг к другу, создавая обратную связь и предпосылки для их согласования. Не всегда это удается, порою недостает ресурса, взаимоуважения и должной самооценки. Остается напряжение в ожидании разрешения конфликтов и проблем.

Еще каких-то полсотни с небольшим лет назад общество понятия не имело о компьютерах, информационных технологиях и виртуальной реальности. И, между прочим, неплохо обходилось без них. Сегодня человек не может представить свою жизнь без персонального компьютера, планшета, мобильника, Интернета. Они нам верно служат, отвлекая, однако, при этом на себя солидную часть нашего времени, внимания и финансовых затрат. В орбиту активного информационного взаимодействия с современной информационной техникой включились не только взрослые, но даже первоклашки и дошкольники. Чего в этом больше: пользы или вреда – судить вам [1]. Очевидно лишь наличие актуальной проблемы гармонизации такого взаимодействия.

С учетом профессиональных оценок потенциальных возможностей информационных технологий и в целом информатики и кибернетики для развития человеческого сообщества и цивилизации вопрос гармонизации отношений может стать центральным при выборе подходящей траектории движения человечества. Очевидно, что при этом критерии оценки напрямую зависят от светлых целей его развития, если таковые вообще существуют. Умозрительные и практические подходы здесь вряд ли уместны. В конце концов, надо ориентироваться на матушку-природу, неотъемлемой частью которой мы являемся, несмотря на неоднократные наглые попытки диктовать ей свою волю и представления о мирских благах. Пробовали – и всякий раз получали по носу, восхищенные манией своей интеллектуальной значимости и достижениями так называемой человеческой цивилизации. И вот сегодня стоим по колено в цивилизационных отходах у последней черты, за которой – небытие. Хотя бы осознать сие. Нет, где там! По-прежнему будничная спешка, погоня за эфемерными благами и … саморазрушение.

Великий нобелевец Альберт Швейцер, несмотря на всю безысходность призрачного сегодня, верил в непобедимость и великую миссию человеческого сознания, которое, в конце концов, оценит могучее и завораживающее своим восторгом и очевидностью кредо – «благоговение перед жизнью». Ведь сознание – это продукт жизни, ее квинтэссенция. Что же, как не оно, должно позаботиться о непрерывности жизни на планете Земля, положить конец целенаправленной смерти, разрушению окружающего мира и текущих достижений цивилизации? Легко сказать, гораздо труднее воплотить это кредо, претворить в непоколебимые установки, посвятив этой задаче всю свою жизнь, как это сделал великий А. Швейцер. Еще труднее научить этому естественному и притягательному принципу неразумное человечество. Оно как малое дитя сует руку в костер, забывая о вчерашних ожогах. Повний текст (PDF).