Вісник НАН України. 2014. № 10. С. 52-61.

ПРОКОПЕНКО Віталій Анатолійович -
доктор технічних наук, заступник директора

КОВЗУН Ігор Григорович -
доктор хімічних наук, професор, провідний науковий співробітник

УЛЬБЕРГ Зоя Рудольфівна -
доктор хімічних наук, професор, директор

ТВОРЧИЙ ПОТЕНЦІАЛ НАУКОВОГО ВІДКРИТТЯ

У статті коротко висвітлено суть, теоретичне і практичне значення відкритого 30 років тому вченими-колоїдниками явища вибіркової гетерокоагуляції мінеральних колоїдних частинок з мікроорганізмами. Отримані вченими Інституту біоколоїдної хімії ім. Ф.Д. Овчаренка НАН України при його вивченні фундаментальні і прикладні результати лягли в основу новітніх наукових напрямів: біоколоїдної хімії, біогеохімії, колоїдних біотехнологій, а в їхніх рамках — біосинтезу нанорозмірних частинок металів і їх сполук, нанофармації, наномедицини і нановетеринарії, біогеотехнології, біоколоїдної екології.

Согласно Положению об открытиях и изобретениях, определение научного открытия звучит следующим образом: «открытием признается установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания» [1]. В государственном реестре Госкомизобретений СССР под № 361 зарегистрировано открытие в области коллоидной химии «Явление избирательной гетерокоагуляции минеральных коллоидных частиц с микроорганизмами» (с приоритетом 16.12.1981 в части экспериментального обнаружения явления и 11.05.1983 в части его теоретического обоснования). Авторы открытия – Ф.Д. Овчаренко, Н.В. Перцов, З.Р. Ульберг, В.Р. Эстрела-Льопис, Б.С. Коган [2]. Впервые в общем виде суть этого открытия была сформулирована в докладе Федора Даниловича Овчаренко и Николая Валериевича Перцова на заседании Президиума АН СССР 25 февраля 1982 г. Доклад вызвал оживленную дискуссию, в которой приняли участие Президент АН СССР академик А.П. Александров, академики П.Л. Капица, Г.К. Скрябин, А.В. Сидоренко, А.А. Баев, Б.А. Ласкорин и др. Выступающие отмечали новизну и большое научное и практическое значение открытого явления. Дальнейшее развитие эта тема получила на заседании Президиума АН УССР 5 мая 1982 г., где от имени авторов открытия с докладом выступил академик АН УССР Ф.Д. Овчаренко. В обсуждении доклада участвовали Президент АН УССР академик Б.Е. Патон, академики АН УССР П.Г. Костюк, К.М. Сытник, В.П. Кухарь, К.Б. Яцимирский. При дальнейшем рассмотрении предмета открытия в Госкомизобретений СССР к дискуссии были подключены ведущие специалисты многих научных центров страны в области коллоидной химии, биологии, геохимии, обогащения металлов.

Через год, 11 мая 1983 г., постановлением Президиума АН УССР «с целью концентрации усилий ученых на дальнейшем развитии научных исследований, эффективности научно-практических разработок в области коллоидной биотехнологии обогащения золота и других металлов» было создано Отделение природных дисперсных систем под руководством академика Ф.Д. Овчаренко. На его базе в ноябре 1991 г. организован Институт биоколлоидной химии (ИБКХ), который возглавила доктор химических наук, профессор З.Р. Ульберг. За прошедшие годы коллективом ученых Института выполнен большой комплекс экспериментальных и теоретических работ, которые подтвердили основные положения открытия и определили области их научного и практического использования Повний текст (PDF)